Щеточный узел стартера приора

Проголосуй

Щеточный узел стартера приораНа наиболее современных образцах ВАЗа, таких как ваз 2113, ваз 2114, ваз 2115, Калина, Гранта и, конечно же, Лада Приора, традиционно устанавливается стартер модели 2111.3708010-01, представляющий собой двигатели постоянного тока, совмещенный с электромагнитным тяговым реле и муфтой свободного хода. Стартер данного типа относится к обслуживаемым и восстанавливаемым агрегатам и при возникновении проблем с запуском двигателя (стартер не крутит или работает с "провалами" оборотов), его можно попытаться отремонтировать своими силами, не прибегая к дорогостоящим услугам специалистов профессиональной автомастерской.

Для предварительной проверки стартера Лада Приора и принятия решения на его ремонт или замену понадобятся:

  • Исправный и заряженный аккумулятор;
  • Силовые провода с наконечниками типа «крокодил»;
  • Плоская отвертка;
  • Набор ключей;
  • Металлическая щетка.

-Прежде всего, необходимо обеспечить свободный доступ к стартеру, для чего следует снять корпус воздушного фильтра совместно с выпускным патрубком, так как на Ладе Приора, а также на некоторых модификациях Лада Калина и Гранта (с рычажной коробкой передач), стартер установлен на КПП со стороны радиатора непосредственно под воздушным фильтром. Не забываем и об отключении от аккумулятора силовых проводов, тем самым, исключая возможность случайного повреждения центрального коммутатора;

-Далее отсоединяем от стартера самый толстый токопроводящий провод, который закреплен на верхней шпильке втягивающего реле при помощи гайки на «13»;

-Устанавливаем рычаг КПП на нейтральную передачу;

-Ставим поближе к рабочему месту аккумулятор (разумеется, можно использовать и штатную батарею, если она заведомо исправна) и накидываем один из «крокодилов» на его отрицательную клемму, второй конец провода подключаем к корпусу стартера (удобнее всего к болту втягивающего реле). Для более надежного контакта места соединения зачищаем при помощи металлической щетки;

-Вторым проводом соединяем «+» аккумулятора и контакт на тыльной стороне втягивающего реле. В момент касания провода к «папе», втягивающее реле должно сработать, при этом слышен звук характерного щелчка. Если никаких звуков не слышно – повторяем проверку, только на этот раз закрепляем «крокодил» минуса с нижним болтом втягивающего реле (крокодил «плюса» опять подносим к клемме «папа»). Если данная проверка не показала положительного результата, смело меняем втягивающее реле, причем для выполнения данной процедуры даже не придется демонтировать сам стартер. Если же реле сработало, то, скорее всего проблема кроется в щеточном узле стартера.

-Продолжаем проверку для чего крокодил «-» вновь бросаем на корпус, а крокодил с «плюсом» подносим к нижнему болту втягивающего реле. При такой комбинации стартер должен начать вращаться, издавая характерный гул. Если стартер крутит слишком медленно – возможно неисправен щеточный узел или подклинивает якорь. Если же стартер не крутит вообще – причина в обмотке;

-В заключение выполняем общую проверку для чего клемму «+» кидаем на верхнюю шпильку втягивающего реле, после чего отверткой или гаечным ключом перемыкаем «папу» и крокодил «+». При такой схеме соединения стартер должен заработать, при этом недопустимы посторонние шумы в виде хруста и пощелкивания, которые могут свидетельствовать о механических повреждениях бендикса или редуктора (например, разбалтывании втулок или разрушении подшипников). В такой ситуации необходима дальнейшая разборка стартера с целью выявления конкретного дефекта.

Щеточный узел стартера приора

Для разборки и ремонта стартера Лада Приора под рукой необходимо иметь:

  • Плоскую и крестовую отвертки;
  • Гаечные ключи на 8,10,13, 15 и 17;
  • Смазку (литол, солидол, шрус либо аналоги);
  • Жидкость для чистки карбюратора, ветошь и металлическую щетку.

После снятия стартера с автомобиля, прежде всего, следует произвести его внешний осмотр. На зубчатой шестерне не должно быть видимых трещин, задиров и следов значительного износа (при наличии перечисленных признаков необходимо поменять бендикс). Также не должно быть повреждений на втулке якоря и на валу.

Щеточный узел стартера приора

Для проверки бендикса его следует прокрутить отверткой. Он должен вращаться без заеданий, причем только в одну сторону.

Частичная разборка стартера выполняется следующим образом:

  • Ключом «на 13» откручивается гайка контактного провода на нижней шпильке втягивающего реле;
  • Ключом «на 8» откручиваются болты крепления втягивающего реле, а само реле снимается, после чего появляется возможность сдернуть якорь с рычага бендикса;
  • Ключом на «10» отворачиваются гайки стягивающих шпилек и откручиваются винты, удерживающие щеточный узел с крышкой. Если крышка «прикипела» ее можно сорвать поддев отверткой;
  • Со шпилек снимается статор с якорем и щеточным узлом;
  • С якоря снимается щеточный узел и проверяется его внешнее состояние. Если от края щеток до медного проводника осталось менее 3,5 мм щеточный узел меняется в сборе. В свою очередь, на якоре должно отсутствовать замыкание обмотки с валом, кроме того на якоре не должно быть задиров и следов сильного износа. Незначительные повреждения на коллекторе можно попробовать удалить шлифовальной шкуркой.
Читайте также:  Гранта цена и комплектация 2018 года выпуска

Щеточный узел стартера приора

При осмотре планетарного редуктора обращают внимание на отсутствие износа на рабочих зубьях. Для облегчения осмотра рекомендуется очистить редуктор от старой смазки жидкостью для чистки карбюратора. Параллельно осматривается состояние всех прокладок, посадочных мест и цапф.

Щеточный узел стартера приора

Сборка стартера производится в обратной последовательности, при этом не следует забывать о нанесении новой смазки в редуктор и втулки, а также на шлицы вала у бендикса.

Щеточный узел стартера приора

  • Детали стартера 2111.3708010-01
  • 1 – корпус
  • 2 – упорное кольцо со стороны коллектора
  • 3 – якорь
  • 4 – постоянный магнит
  • 5 – гайка крепления шины щеток положительной полярности
  • 6 – тяговое реле
  • 7 – рычаг привода
  • 8 – уплотнительное кольцо
  • 9 – муфта свободного хода
  • 10 – возвратная пружина
  • 11 – гайка стяжной шпильки
  • 12 – якорь реле
  • 13 – стяжная шпилька
  • 14 – уплотнитель
  • 15 – опора рычага
  • 16 – ось рычага
  • 17 – винты крепления тягового реле
  • 18 – передняя крышка
  • 19 – стопорное кольцо
  • 20 – ограничительное кольцо
  • 21 – изолятор
  • 22 – внутренний щеткодержатель
  • 23 – упорное кольцо со стороны привода
  • 24 – «положительная» щетка
  • 25 – прижимная пружина
  • 26 – внешний щеткодержатель
  • 27 – внутренние дистанционные шайбы
  • 28 – задняя крышка с втулкой
  • 29 – внешние дистанционные шайбы
  • 30 – стопорная шайба
  • 31 – болт крепления шины щеток отрицательной полярности
  • 32 – крышка вала якоря
  • 33 – болт крепления крышки вала якоря

Детали стартера. Перед разборкой стартера убедитесь в его неисправности путем следующих простых проверок.

Щеточный узел стартера приора

1. С помощью отвертки проверьте легкость перемещения муфты привода вдоль вала.

Щеточный узел стартера приора

2. Проверните шестерню привода. Она должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении.

Щеточный узел стартера приора

3. Соедините проводами для «прикуривания» клемму «минус» снятой с аккумуляторной батареи с корпусом стартера. Второй провод подсоедините одним концом к клемме «плюс» аккумуляторной батареи, а вторым — к выводу управляющего провода тягового реле Если тяговое реле исправно, то раздастся щелчок и выдвинется муфта привода. В противном случае тяговое реле подлежит замене.

Щеточный узел стартера приора

4. Отсоедините провод от управляющего вывода тягового реле и подсоедините к нижнему контактному болту тягового реле лада приора. Якорь стартера должен начать вращаться с частотой более 5000 мин-1. В противном случае отремонтируйте стартер.

Вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 13», отвертка с плоским лезвием, пассатижи с узкими губками, молоток, тестер, штангенциркуль.

1. Снимите стартер с ваз 2170 (см. «Снятие и установка стартера лада приора»).

Щеточный узел стартера приора

2. Отверните гайку крепления шины к контактному болту.

Щеточный узел стартера приора

3. Разъедините шину от контактного болта тягового реле.

Щеточный узел стартера приора

4. Выверните два винта крепления тягового реле ваз 2171.

Щеточный узел стартера приора

5. . и снимите реле.

Щеточный узел стартера приора

6. Выньте якорь тягового реле лада приора, приподняв его, чтобы петля якоря снялась с рычага.

Щеточный узел стартера приора

7. Демонтируйте с корпуса тягового реле уплотнительное кольцо.

Щеточный узел стартера приора

Сильно обжатое, потрескавшееся или потерявшее эластичность кольцо замените новым.

Щеточный узел стартера приора

8. . и извлеките возвратную пружину.

Щеточный узел стартера приора

9. Выверните два винта.

Щеточный узел стартера приора

10. . и вытащите крышку вала якоря.

Щеточный узел стартера приора

11. . стопорную шайбу.

Щеточный узел стартера приора

12. . и дистанционные шайбы.

Щеточный узел стартера приора

Запомните порядок установки дистанционных шайб, так как они разной толщины. При сборке стартера устанавливайте шайбы в той же последовательности.

Щеточный узел стартера приора

13. Выверните две гайки стяжных шпилек.

Щеточный узел стартера приора

14. . и снимите с вала якоря стартера ваз 2171 крышку со стороны коллектора.

Щеточный узел стартера приора

15. Вытащите две дистанционные шайбы.

Щеточный узел стартера приора

16. . и внешний щеткодержатель.

Щеточный узел стартера приора

17. Выверните гайку крепления щеток отрицательной полярности.

Щеточный узел стартера приора

18. . и осторожно, чтобы не повредить щетки, снимите их вместе с прижимными пружинами. Сильно обжатые или искривленные пружины замените.

Щеточный узел стартера приора

19. Аналогично извлеките щетки положительной полярности.

Щеточный узел стартера приора

Замерьте высоту щеток от края рабочей поверхности до медной косички проводов.

Читайте также:  Шины 195 70 14 на рено логан

Щеточный узел стартера приора

Если их высота составляет менее 4 мм, замените щетки комплектом (4 шт).

Щеточный узел стартера приора

20. Снимите бумажный изолятор щеток положительной полярности.

Щеточный узел стартера приора

21. . и внутренний щеткодержатель.

Щеточный узел стартера приора

22. Выньте из корпуса стартера ротор с магнитами и передней крышкой.

Щеточный узел стартера приора

23. Демонтируйте упорное кольцо магнитов со стороны коллектора лада приора.

Щеточный узел стартера приора

24. Выверните ось рычага, предварительно отвернув контргайку с другой стороны.

Щеточный узел стартера приора

Щеточный узел стартера приора

26. Снимите крышку со стороны привода.

Щеточный узел стартера приора

27. Осмотрите крышки стартера, при обнаружении трещин замените их. Если расположенные в крышках втулки, в которых вращается вал якоря ваз 2172, изношены, имеют задиры, раковины и другие дефекты, замените втулки или крышки с дефектными втулками.

Щеточный узел стартера приора

28. . предварительно вывернув стяжные шпильки из крышки со стороны привода.

Щеточный узел стартера приора

29. Извлеките опору рычага.

Щеточный узел стартера приора

30. Треснувшую или значительно изношенную опору замените новой.

Щеточный узел стартера приора

31. Снимите шесть магнитов с якоря, предварительно пометив или запомнив их взаимное расположение.

Неправильная установка магнитов может привести к снижению мощности стартера или вращению его в обратную сторону .

Щеточный узел стартера приора

32. Снимите упорное кольцо магнитов со стороны привода.

Щеточный узел стартера приора

33. Установив на деревянный брусок вал привода, четкими ударами молотка сдвиньте по валу якоря ограничительное кольцо, как показано на фото.

Щеточный узел стартера приора

34. Поддев отверткой.

Щеточный узел стартера приора

35. . снимите стопорное кольцо.

Щеточный узел стартера приора

36. . затем ограничительное кольцо.

Щеточный узел стартера приора

37. . и снимите с вала якоря обгонную муфту в сборе с рычагом.

Щеточный узел стартера приора

38. Осмотрите якорь. Если коллектор загрязнен или на нем появились риски, царапины и другие дефекты, прошлифуйте коллектор мелкозернистой шкуркой. При значительной шероховатости коллектора или выступании слюды между его пластинами проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкозернистой стеклянной шкуркой. Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм. Обнаруженный на валу якоря желтый налет от подшипника удалите мелкозернистой шкуркой, так как он может стать причиной заедания шестерни на валу. Проверьте надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку по торцам якоря. Диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. В противном случае замените якорь.

Щеточный узел стартера приора

39. Осмотрите состояние шлицевого соединения вала якоря на отсутствие повреждений в виде забоин и шероховатостей. Незначительные повреждения по возможности удалите мелкозернистой шкуркой.

Щеточный узел стартера приора

  • 40. Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы, питаемой напряжением 12 В. Напряжение подводите к пластине коллектора и сердечнику якоря — лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае замените якорь.
  • 41. Проверьте, легко ли перемещается якорь тягового реле стартера замыкаются ли контактные болты контактной пластиной (с помощью тестера).

Щеточный узел стартера приора

42. Проверьте привод. Зубья шестерни привода не должны иметь значительного износа. Шестерня должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении. Если зубья шестерни изношены или повреждены либо шестерня проворачивается в обоих направлениях, замените привод. На рычаге привода стартера не должно быть трещин.

43. Соберите стартер в последовательности, обратной разборке, с учетом следующих особенностей:

  • – смажьте шлицевую поверхность вала якоря кремнийсодержащей смазкой General Electric CG321 или аналогичной;
  • В процессе эксплуатации муфту привода смазывать не нужно. Однако необходимо очистить ее от грязи. Не применяйте для очистки привода средства, которые могут вымыть заложенную в его муфту смазку.
  • – смажьте моторным маслом подшипники (втулки) в крышках стартера;

Щеточный узел стартера приора

  • – для установки ограничительного кольца воспользуйтесь пассатижами;
  • – перед установкой тягового реле нанесите на его поверхность, контактирующую с крышкой стартера лада приора со стороны привода, тонкий слой силиконового герметика.

44. После сборки стартера включите тяговое реле (см. п. 3) и измерьте зазор между торцом шестерни и упорным кольцом, он должен быть 3–5 мм.

Щеточный узел стартера приора

45. Если зазор не входит в указанный интервал значений, отрегулируйте его поворотом оси рычага, тело которого выполнено в виде эксцентрика. Для этого ослабьте контргайку, поверните ось и затяните контргайку. После окончательной сборки рекомендуется проверить стартер на СТО на стенде мод. 532М.

Лада Приора (Lada Priora), Ваз 2170, Ваз 2171, Ваз 2172

В ответственный момент всегда приятно, когда двигатель автомобиля заводится легко и не нужно беспокоиться о том, что куда-то опоздаешь. К примеру, утром спеша на работу, пуск двигателя автомобиля Приора станет радостным событием, особенно, если до этого были проблемы с ним. Осведомленность в том, как происходит этот самый запуск, позволит существенно сократить время устранения проблемы, а также сэкономить свои финансы.

Читайте также:  Топливный фильтр ваз 2114 замена видео

Стартер Лада Приора: устройство и принцип действия

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, питающийся от АКБ. Он предназначен для кратковременной работы 10-15 с. Между периодами работы стартера нужно делать перерывы, в 1,5-2 раза превышающие время его включения. Это объясняется тем, что при пуске двигателю автомобиля Приора надо сообщить большой крутящий момент, направленный на преодоление компрессии в цилиндрах и сил трения. В период работы стартер потребляет ток большой величины, порядка 300-400 А, что приводит к нагреву проводников.

Щеточный узел стартера приора

Конструкция стартера позволяет его разобрать, а также выполнить ремонт, не покупая его полностью (в сборе). Стартер состоит из:

  • Якоря;
  • Постоянных магнитов;
  • Щёток с щёткодержателям;
  • Тягового реле;
  • Муфты и шестерни;
  • Задней, передней крышки.

Это основные детали стартера, не учитывая уплотнителей, стопорных, ограничительных колец, втулок и проч.

Принцип действия основан на взаимодействии магнитного поля постоянных магнитов с полем якоря. Тяговое реле передвигает вдоль вала муфту с шестерней, т. е. вводит и выводит её в зацепление с зубчатым венцом маховика.

Щеточный узел стартера приора

Основные неисправности и способы их устранения

Стартер автомобиля Лада Приора – узел довольно надёжный, однако, с ним случаются проблемы. Наиболее распространенными являются неисправности тягового реле или, как его ещё называют в народе, втягивающим реле.

Основные проблемы с тяговым реле:

  • Подгорание контактов;
  • Замыкание обмотки;
  • Препятствие для движения якоря реле.

При подгорании контактов слышен щелчок, но якорь стартера не вращается или вращается медленно. Такое происходит по причине прилегания контактов не по всей площади, в результате чего появляется зазор, соответственно, электрическая дуга, которая нагревает медь до высокой температуры и на её поверхности образуется плёнка из оксида меди, который выполняет роль изолятора. Бывает так, что на контакте появляется воронка от плавления меди, и площадь соприкосновения со временем уменьшается. Устраняется путём замены контактов, их очистке или замены тягового реле полностью.

Причиной замыкания обмотки реле может быть попадание воды или снижение изоляционной способности эмульсии, покрывающей провод в результате сильного нагрева.

Но чаще всего, это перегрев и попадание влаги, особенно, если она превращается в лёд и разрушает изоляцию. Обмотка реле находится в закрытом корпусе, но проникновение воды возможно с торцов, поэтому нужно обеспечить гидроизоляцию реле со стороны двигателя автомобиля Приора, нанеся тонкий слой герметика.

Щеточный узел стартера приора

Влага, попавшая в зазор между реле и стартером, приводит к коррозии металла якоря, что, в свою очередь, может создавать препятствия для его движения.

Такое бывает, когда после эксплуатации автомобиль хорошо нагрелся и не заводится. Вероятно, это связано с температурным расширением якоря, т. к. стартер находится на двигателе и часть тепла передаётся ему, или со значительным увеличением силы трения из-за коррозии. В такие моменты щелчок слышен не сразу, а с запаздыванием или звук от него слабый. Устранить можно зачистив якорь наждачной бумагой, а при необходимости смазать якорь.

Сильному износу подвержены щётки и втулки, т. к. на них приходится большая нагрузка. Шестерня стартера Лада Приора выходит из строя не часто, но если слышен треск и понятно, что он исходит не от тягового реле, то, скорее всего, неисправна шестерня стартера либо зубчатый венец маховика. Проверить работу тягового реле и электродвигателя можно с помощью проводов для “прикуривания” аккумулятора, соединив ими батарею и соответствующие контакты стартера автомобиля Приора. В случае, если стартер работает хорошо стоит проверить состояние АКБ и цепь его включения на автомобиле, в которую входят контакты и реле. Возможен также обрыв проводов. Начинать нужно с внешнего осмотра мест соединений проводов к стартеру и к аккумулятору. Проверить исправность цепи можно тестером или контрольной лампой. Следует помнить, что проверку нужно начинать с аккумулятора. Возможно, он разряжен и не даёт необходимого тока для стартера.

Комментировать

Adblock detector