Формула 1 форум держат руль пальцами

Проголосуй

Вот почему водители F1 не нажимают на неправильные кнопки на своих сложных рулевых колесах

Формула 1 форум держат руль пальцами

Бьемся об заклад, что когда вы впервые увидели руль автомобиля Формулы 1, у вас в голове первым промелькнул вопрос: как пилоты умудряются не путать все эти кнопки и нажимать нужные в нужный момент?

Действительно, на таком небольшом руле помещено слишком много элементов управления и считывания информации. Экраны, кнопки, «крутилки», кнопки, кнопки… И каждый из этих элементов несет в себе исключительную, важную функцию – в погоне за долями секунды во время гонки пилот Formula 1 просто не имеет права перепутать!

Можно, конечно, строить множество теорий и предположений, каким образом пилоты тренируются безошибочно активировать нужные элементы, но вернее обратиться с вопросом к знающим людям, например гоночной команде Mercedes AMG Petronas. Именно так и поступили в американском автожурнале Jalopnik, задав вопрос непосредственно менеджменту команды, а последние любезно на него ответили.

Формула 1 форум держат руль пальцами

Среднестатистическое гоночное рулевое колесо (как на фото вверху) имеет по 12 кнопок, около 6 вращающихся шкал настройки, три вращающихся ручки снизу, два «весла»-переключателя, один экран, а также 25 сигнальных светодиодов. При этом вариантов настроек всего этого спортивного добра просто немыслимо, комбинации крайне разнообразные:

Например, кнопка «ВВ» меняет баланс тормозов. Зеленая кнопка «N» переводит автомобиль в нейтральное положение для пит-стопа. «PL» – ограничитель скорости пит-лейн

Так как же пилоты управляются со всеми этими кнопками, переключателями и циферблатами в толстых перчатках, на больших скоростях и в шлеме, снижающем обзор? Ведь, теоретически, любое неправильное нажатие может привести к трагической ошибке… Верно? В Mercedes объяснили:

Так что, в принципе, пилоты Формулы 1 почти не имеют шансов нажать ненужную кнопку. Вы действительно должны желать того, чтобы нажать или повернуть элемент на руле, чтобы иметь возможность активировать его. Хотя это не на 100% надежный способ гарантировать, что никто никогда не применит неправильные настройки, по крайней мере, такой подход повышает вероятность того, что водитель не нажмет кнопку «Нейтраль» в момент обгона очередного соперника на треке. Пока, по всей видимости, обходилось.

Формула 1 форум держат руль пальцами

Готов иллюстрированный перевод первой главы книги Айртона Сенны о гонках и управлении гоночным автомобилем.

Формула 1 форум держат руль пальцами

Глава 1. Правильная посадка пилота

Правильное положение гонщика в автомобиле – необходимое условие для того, чтобы использовать весь потенциал машины Формулы 1. Конечно, в одноместной гоночной машине пространство очень ограничено, и пилоту необходимо с этим мириться, но если есть возможность – стоит попробовать подстроить это пространство под себя. Это позволит – по крайней мере в теории – с самого начала получить некоторое преимущество над соперниками.

Пилот, которому в машине некомфортно и который, например, вынужден управлять автомобилем с подвернутой ногой, очень быстро почувствует усталость и истощение – не по той причине, что он не подготовился к гонке должным образом, а потому что перенапряг конечности, заставив их работать в неестественном положении.

Конструкторы автомобилей всегда имеют свои причины для того, чтобы сделать кокпит как можно меньшим: это и аэродинамическая эффективность машины, и ее жесткость. Если вы молодой водитель, то к вашим жалобам вряд ли прислушаются. Тем не менее, есть правила, соблюдая которые, можно лучше разместиться в кокпите; увлеченные начинающие спортсмены часто забывают о них.

Первое правило: никакое движение, которое вы выполняете при управлении автомобилем, не должно требовать полного распрямления ног и рук. Конечности должны быть в естественном положении, не согнуты и не растянуты: это позволит им развивать максимальную силу. Например, когда левая нога находится на педали сцепления в конце её хода (а ход педали в любом случае очень короткий), она не должна быть полностью распрямлена. Другой пример: правому колену ничто не должно мешать при переносе ноги с газа на тормоз и при перегазовке пяткой.

Читайте также:  Выпрессовка подшипника из ступицы своими руками

Формула 1 форум держат руль пальцами

Формула 1 форум держат руль пальцами

То же верно и для рук: они должны быть в состоянии использовать весь свой потенциал. Руки в нейтральном положении должны быть не полностью распрямлены, а наоборт слегка согнуты. Расстояние между торсом и рулем должно быть таким, чтобы локоть доставал до сидения только в том положении, в котором руль уже упирается в ограничитель при повороте. Если локоть при этом слегка упирается в сиденье – значит, пилот сидит слишком близко к рулю.

Для того, чтобы добиться лучшего положения за рулем, важно правильно установить сидение – оно обеспечивает связь пилота с машиной. Этому вопросу нужно обязательно уделять внимание. Садиться и вылезать из кокпита много раз подряд довольно утомительно, но это необходимо. Современные технологии позволяют изготовить сидение по форме тела пилота; вместе с упорами для ног и шеститочечными ремнями это позволяет объединить водителя и автомобиль в единое целое. Благодаря этому пилот может чувствовать малейшую неровность покрытия трассы и чутко реагировать на поведение машины. Только таким путем можно добиться прямой связи между гонщиком и автомобилем, чтобы он буквально чувствовал, как колеса касаются трассы.

Формула 1 форум держат руль пальцами

Сертификат на базовый курс в AMG Driving Academy выдают всем покупателям автомобилей Mercedes-Benz AMG. Но многие приходят на занятия уже после того, как разбили свой заряженный автомобиль. И тут их ждут совсем не развлекательные покатушки.

Формула 1 форум держат руль пальцами

Место действия — автодром Moscow Raceway. Подтянутый и светловолосый Алексей Карачев — шеф-инструктор российской академии AMG и автогонщик с большим стажем. В прошлом году он занял второе место в российской серии Mitjet, в 2015 выиграл британскую кузовную серию Blancpain Sprint Pro Am 2015. До этого он был призером в гонках Формула-Рено, Formula 3, а с самого детства выиграл бесчисленное количество картинговых гонок. Такого человека слушаешь очень внимательно, хотя он и говорит вещи, которые не очень хорошо укладываются в голову.

Формула 1 форум держат руль пальцами

Например о том, как правильно держать руль. Положив руки на приливы обшитого кожей руля 510-сильного Mercedes-Benz C63s AMG, Алексей улыбается. "Все считают, что надо держать руки на вот этих приливах, хотя это в корне неправильно. Руль надо держать ниже, за спицы/ Так и только так можно полностью контролировать автомобиль". Гонщик переставляет руки ниже, большими пальцами выполняя закрытый хват.

Подобный хват всегда казался мне неправильным, именно таким его называют все гоночные книжки. Мои мысли озвучивает опытная Маша Мельникова ( masha-blade ).

Формула 1 форум держат руль пальцами

"А вот нам говорили, что если так держать руки, то можно получить травму при внезапном вылете с трассы, или на препятствии". Карачев неумолим — "Если вы будете держать руки так, как я показываю, то есть правильно, у вас не возникнет ситуации, в которой вы получите травму".

На разогретый внезапным солнцем огороженный для наших занятий парковочный лот неспешно выползает оранжевая поливалка.

Формула 1 форум держат руль пальцами

Струи воды, сверкая на солнце, увлажняют асфальт. Наша задача на первый взгляд совсем проста — с каждым кругом ослабляя хватку системы ESP, раз за разом давать угла в длинном повороте, напоминающим своей геометрией развязку ТТК (так, давайте только без намеков, считаем это простым совпадением!).

Формула 1 форум держат руль пальцами

Первое же упражнение отрезвляет "гонщиков" — на мокром асфальте с отключенной ESP на мощном заднеприводном авто никто из типа "профи" не смог избежать разворота! Дозировать усилие на педали газа, успевать реагировать рулем — совсем непросто.

Читайте также:  Патрубки системы охлаждения приора с кондиционером

Формула 1 форум держат руль пальцами

Дальше — больше. Наш тренинг — это микс из базового и продвинутого тренинга академии AMG. Полагая, что журналисты — люди более-менее опытные, тренеры решили загрузить нас довольно сложными упражнениями.

Формула 1 форум держат руль пальцами

Хотя, вру. Не так. Поначалу все эти упражнения казались мне исключительно простыми, хотя после не очень удачного опыта с дрифтом (пару раз развернуло и меня, с отключенной ESP я только однажды смог пройти весь вираж боком), я уже ждал подвоха.

Формула 1 форум держат руль пальцами

И дождался! Ошибки посыпались сразу. Второе упражнение — трейлбрейкинг, то есть позднее торможение в поворот. И снова — опровержение всего того, что я знал ранее. Нам всегда говорили — торможение только на прямых колесах! Но чтобы пройти поворот быстрее, нужно тормозить и в заходе на апекс.

Формула 1 форум держат руль пальцами

Около часа ушло на то, чтобы почувствовать грань — когда торможение в помощь, а когда ведет к потере управляемости. От постоянных торможений и разгонов в голове поднималась мутная волна…

Формула 1 форум держат руль пальцами

Следующее упражнение — построение гоночной траектории. Правильное прохождение самого сложного поворота Moscow Raceway — "Улитки" AMG Arena — это ювелирная работа рулем и педалями.

Формула 1 форум держат руль пальцами

Максимальная скорость на подходе. Торможение прямо перед вторым правым виражом, вход в него по ломаной траектории. "Серый GT-S, да, это я вам говорю. Рано вошли в поворот, и слишком быстро. Специально для вас дополнительное задание — следующий круг едете в два раза медленнее, но по правильной траектории".

Формула 1 форум держат руль пальцами

Честно скажу, я думал, что этот день проведу, сравнивая между собой лучшие автомобили Mercedes-AMG (GT-S, SL63, E63s, C63s, A45), о чем напишу многобуквенный и недвусмысленный пост, рассказывающий об отличиях, например, 510-сильных машин от 612-сильных. Но не тут-то было! Уже на "улитке" я решил, что вместо того, чтобы сидеть пассажиром, до смены водителя будут "куковать" на улице под предлогом необходимости делать фотоснимки. В таких режимах движения (разгон-торможение-разгон, и по новой) слегка укачивает даже за рулем.

Формула 1 форум держат руль пальцами

После обеда — гонка за лидером по всему треку, по обозначенной конусами траектории. И, скажу я вам, это опять совсем не развлечение. Голос Карачева раздается в рации: "Ребята, я дам вам хороший гоночный темп, только если вы будете держать дистанцию не более двух корпусов". Десяток машин, несущихся друг за другом на скорости достигающей на прямике без малого двух сотен — с дистанцией в 10 метров между машинами? А еще она — дистанция — так и норовит сократиться до отрицательных величин при ударном торможении в поворотах…

Формула 1 форум держат руль пальцами

Удивительно, но обошлось без разбитых AMG. Все участники заездов, похоже, оказались в том же трансе, что и я. Что-то подобное я испытывал в молодости, когда занимался экстремальным спортом, во время прохождения гоночных дистанций. Концентрация, отрешенность…

Формула 1 форум держат руль пальцами

На этом испытания этого дня не закончились. На другой части трека была обустроена спринтовая трасса, на которой нам нужно было проехать на время, не только не сбив тесно расставленные конусы, но и затормозив ровно в пределах финишного прямоугольника. Три секунды штрафа за конус, пять — за выезд за пределы финишной зоны. Инструмент — 381-сильные хэтчбеки A45 AMG. Даже на стоковой резине, эти автомобили невероятно послушны.

Формула 1 форум держат руль пальцами

В этом есть и плюсы, и минусы. Взвинчивая темп, ты постепенно, по граму, теряешь контроль над траекторией. Полметра вбок, и конус падает… Поэтому на зачетном круге я решил не торопиться — и, конечно же, проиграл, потому что сильно сбавил темп. По итогам соревнований я занял лишь шестое место из двух десятков журналистов, и тот факт, что я не сбил ни одного конуса, ничуть меня не утешил.

Читайте также:  Почему не работают дворники на шевроле лачетти

Формула 1 форум держат руль пальцами

Зато осознание другого грело душу. На протяжении дня меня не раз выводили из себя комментарии инструктора. Мне было неприятно, что о моих ошибках говорят в общем радиоканале. Меня реально мутило от тренировок, особенно поначалу. Но постепенно я стал исправлять уже плотно закатанные ранее ошибки. По моему опыту, в любом виде спорта именно это дается сложнее всего.

Теперь буквально пару слов про ощущения от автомобилей, на которых мне удалось поездить.

Начнем с AMG GT-S (задний привод, 4 л, V8 битурбо, 510 л.с., 650 Нм, 3.8 с). Это настоящий робот, затаскивающий тебя в любой поворот просто путем доворота руля, даже при сильном переборе скорости развивается просто снос всех четырех колес (понятно, чем был недоволен инструктор). Благодаря карбон-керамическим тормозам, у меня не было проблем с перегревом и расчетом дистанции для торможения.

Формула 1 форум держат руль пальцами

SL 63 (задний привод, 5.5 л, V8 битурбо, 585 л.с., 900 Нм, 4.1 до сотни) совсем другой. Это автомобиль старой школы, который "срывается" и "заламывается" гораздо резче. Езда на нем очень эмоциональна — и при моем уровне вождения, более медленная, несмотря на большую мощность и безумный момент.

C63s (задний привод, 4 л, V8 битурбо, 510 л.с., 700 Нм, 3.9 с) — опять же, совершенно другой. Адреналиновые иголки втыкаются в тело на меньшую глубину. Чувствительность всех внутренних датчиков немного притупляется, но несмотря на отсутствие кинжальной остроты впечатлений, еду я на C63s ничуть не медленнее, чем на SL.

E63s (полный привод, 4 л, V8 битурбо, 612 л.с., 740 Нм, 3.4 с) — самый быстрый E-класс в истории и один из самых быстрых седанов в мире. На питлейне Moscow Raceway он выглядит, как переросток. Размер чувствуется и на ходу — автомобиль невероятно, просто чудовищно быстр, что на прямике, что в виражах, но, кажется, что не ты управляешь им, а он делает это самостоятельно, лишая тебя части ощущений. Компенсация за это — режим Drift, в котором полноприводный автомобиль превращается в… заднеприводный, позволяющий вдоволь пожечь дорогую резину.

Формула 1 форум держат руль пальцами

Но самое удивительное, что младший A45 AMG (полный привод, 2.0 турбо, 381 л.с., 475 Нм, 4.2 до сотни) оказался ничуть не менее интересным с точки зрения управляемости, чем его старшие двухдверные братья. Легкий автомобиль с полным приводом безупречно следует за рулем, компенсируя даже грубые ошибки пилота. Баланс просто великолепный! Учитывая относительно невысокую стоимость A45- менее трех миллионов рублей — мне кажется, это просто прекрасное соотношение цены и качества для повседневной "зажигалки".

***********

Еще одной фишкой тренинга AMG стало появление на трассе знаменитого автогонщика Виталия Петрова. Виталий садился в разные автомобили, и подсказывал ребятам, на какие ошибки пилотажа необходимо обратить внимание прежде всего.

Формула 1 форум держат руль пальцами

Мне не удалось проехать с Виталием в качестве тренера, зато получилось в качестве пассажира (спойлер — обратите внимание, как Виталий держит руль).

***********

Вот такой вот получился день на Moscow Raceway. По пути домой спешить совершенно не хотелось, но очень хотелось вернуться на трек, чтобы еще потренироваться в работе над ошибками. Пусть их оказалось и больше, чем я думал, зато мне в который раз стало понятно — только занятия с инструктором способны реально улучшить твои водительские навыки (а не собственное о них представление).

А вы что думаете на этот счет?

Комментировать

Adblock detector