Что такое осевой люфт – Защита имущества

Что такое осевой люфт

Осевой люфт – вал

Вал червячный и вал червячного колеса вращаются в шарикоподшипниках. При сборке редуктора допускается осевой люфт вала червячного колеса в пределах 0 05 – 0 15 мм, а боковой зазор между зубьями червячного колеса и червяка в пределах 0 15 – 0 48 мм. Качество зацепления проверяют по краске. Пятно контакта должно располагаться в средней части боковой поверхности зубьев червячного колеса. Собранный редуктор легко, без заеданий проворачивается от руки при вращении его за хвостовик червяка. [31]

Определить люфт вала с помощью индикатора и, если нужно, устранить его, удалив часть прокладок из-под обеих крышек подшипников. Толщина снимаемых прокладок должна равняться сумме осевого люфта вала и величине предварительного натяга подшипников. Величина предварительного натяга конических подшипников вала ведущей цилиндрической шестерни должна быть в пределах 0 03 – 0 05 мм. [32]

Замерить толщину регулировочной шайбы и рассчитать, до какой величины необходимо уменьшить ее для устранения осевого люфта и получения предварительного натяга. Величина уменьшения толщины шайбы должна быть равна сумме осевого люфта вала и величине 0 03 – 0 05 мм предварительного натяга. Например, осевой люфт равен 0 2 мм, величина натяга равна 0 05 мм. [33]

Нормальная работа рулевого механизма в значительной мере определяется правильной регулировкой подшипников червяка и зацепления рабочей пары. В некоторых конструкциях предусмотрена, кроме того, регулировка осевого люфта вала сошки . Для-регулировки рулевые механизмы имеют специальные приспособления. [35]

На рис. 61, б представлена конструкция узла при установке подшипников с распором наружных колец. Этот метод более технологичен, он применяется преимущественно в тех случаях, когда требуется ограничить осевой люфт вала . Так как при такой установке требуется тонкая регулировка, то этот метод имеет ограниченное распространение. Технологичным методом является такая установка вала, когда один подшипник жестко зафиксирован, а другой может перемещаться в осевом направлении. Этот метод не требует специальной регулировки подшипников для обеспечения нормальной работы узла. [37]

Для предотвращения аварий с турбобурами надо проверять крепление гайки, переводника, ниппеля и вращения вала у каждого турбобура; такая проверка турбобура, поступившего с завода-изготовителя, производится на базе бурового предприятия, а турбобура, поступившего из ремонта, – на буровой установке. Перед спуском в скважину нового турбобура или турбобура, поступившего из ремонта, необходимо проверить плавность его запуска при производительности насосов, соответствующей нормальному режиму его работы, осевой люфт вала , перепад давления, герметичность резьбовых соединений и отсутствие биения вала. Все данные нужно заносить в журнал. [38]

Осевой люфт шестерен может быть ограничен установкой упорных колец у подшипников. Цилиндрические шестерни должны собираться точно относительно их торцев, и, если они имеют одинаковую толщину, их торцы должны быть установлены заподлицо в пределах нескольких микрон после того как отрегулирован осевой люфт валов . [39]

Перед пуском механизма в эксплуатацию необходимо до включения электродвигателя проверить червячную передачу редуктора, провернув его несколько раз от руки. Если во время работы серводвигатель перегревается, нужно проверить уровень масла в корпусе редуктора, правильность установки серводвигателя и величину осевого люфта. Осевой люфт валов должен быть в пределах 0 05 – 0 15 мм. [40]

В двигателе ЗИС-120 коленчатый вал имеет семь коренных подшипников, причем для уменьшения веса вала шатунные шейки сделаны полыми. Упорным подшипником является первый подшипник. Осевой люфт вала регулируется упорными шайбами, устанавливаемыми по обе стороны переднего коренного подшипника. [41]

Вынув одну тонкую прокладку из-под крышки картера, ставят остальные прокладки на место и туго затягивают болты крепления крышки. После этого проверяют, нет ли осевого перемещения вала и легко ли поворачивается рулевое колесо. Если осевой люфт вала рулевого колеса не устранен, то снимают одну толстую прокладку и ставят на ее место снятую ранее тонкую прокладку. [42]

Читайте также:  Видеорегистратор с миниатюрной выносной камерой

Правильность зацепления червячного колеса и червяка проверяют на краску, по пятну контакта на зубьях червячной шестерни. Это пятно должно располагаться так, как показано на рис. 98, Правильное расположение пятна контакта относительно оси симметрии зуба достигается соответствующим перемещением червячного колеса в сторону смещения пятна контакта. При этом, чтобы осевой люфт вала не изменялся, перекладывают регулировочные прокладки 5 с одной стороны вала на другую. Например, чтобы сместить червячное колесо влево, следует переложить часть прокладок с левого торца вала на правый. [43]

После разборки все детали промывают в бензине, обдувают сжатым воздухом или протирают. Изношенные детали заменяют новыми и производят их сборку в обратном порядке. При сборке необходимо отрегулировать осевой люфт вала преобразователя в пределах 0 1 – 0 15 мм подбором толщины прокладки; установить глубину ( 7 – 8 мм) захода кулачков молотка за кулачки головки ключа подбором толщины упорных шайб. Осевой люфт головки ключа должен быть в пределах 0 2 – 0 8 мм. Последний устанавливают подбором корпуса на заводе, поэтому при разборке следует заклеймить корпус преобразователя. [45]

13 Сентябрь 2013

Радиальные зазоры в подшипниках качения незначительны. Для обычных радиальных шариковых подшипников зазоры не должны превышать (0,001–0,003)4. Незначительны радиальные зазоры и в конических подшипниках. Регулировкой конических подшипников радиальный зазор доводится до (0,001 — 0,005)4, . Осевые зазоры могут быть выше, особенно при установке роликовых конических и цилиндрических подшипников. При установке вала на двух роликовых конических подшипниках зазор распределяется по обоим подшипникам. Если считать, что под действием каких-либо сил вал переместится в сторону одного подшипника и зазор сохранится только в другом подшипнике, то возможная величина осевого перемещения вала в противоположном направлении найдется по уравнению.

Приняв равным 10–16° для обычных и 25–29 для подшипников с увеличенным углом конуса, получим значения осевых люфтов. При этих условиях осевой люфт в обычных подшипниках будет в 3,5–6 раз больше радиального зазора, в подшипниках с увеличенным углом конуса вдвое выше суммарного радиального зазора. Осевые и радиальные люфты при замерах могут влиять на показания приборов. Эти ошибки должны быть исключены.

Величину радиальных и осевых люфтов определяют без разборки узлов с помощью приборов, которыми ведется регулировка соосности. Чтобы определить осевой люфт, контрольный прибор — кронштейн с винтом или индикатором — устанавливают так же, как при замере угловых смещений, затем перемещают вал вдоль оси в обоих направлениях. По изменению зазора или по ходу плунжера индикатора находят осевой люфт. Для определения радиального люфта прибор устанавливают так же, как при регулировке на радиальные смещения.

Положение вала в подшипнике при работе непостоянно. Когда нет вращения или скорость вращения мала, положение вала определяется действующими на него внешними силами.

А если вас интересует обслуживание кондиционеров то мы подскажем вам хорошего специалиста, который быстро и качественно выполнит чистку или ремонт кондиционера по низким ценам.


Регулировка осевого люфта коленвала

Ошибки при определении положения валов снижают точность регулировки соосности. Накопленная ошибка может быть равна сумме погрешностей от перечисленных выше факторов. Например, при.

В данном случае получается натяг 0,01 мм со знаком (-), т. е. вместо наименьшего натяга в действительности получен зазор, ибо диаметр вала меньше диаметра отверстия.

Пользуясь расчетами, можно определять положение элементов и расстояние между ними или местами креплений элементов, затем по найденным деформациям или измененным зазорам строить.

Если зазоры между пазом и выступом окажутся меньше, чем необходимо для свободного относительного проворота валов, будет происходить защемление выступов в пазах. Приведенные выше.

Читайте также:  На что влияет датчик положения дроссельной заслонки

Мы знаем уже, что действительный размер любого сопрягаемого места машинной детали не является величиной постоянной, а будет колебаться между заданными для этой детали предельными.

Зазор в подшипнике определяется как расстояние, на которое наружное кольцо подшипника может быть смещено относительно внутреннего кольца без приложения нагрузки.

Смещение в радиальном направлении называется радиальным зазором.
Смещение в осевом направлении – осевым зазором.

Небольшой зазор всегда необходим во избежание контакта металла с металлом в подшипнике между движущимися частями. Поэтому, прежде чем выбрать подшипник, необходимо внимательно изучить, что его окружает. Различные поля допусков при выборе зазора необходимы для компенсации:

  • посадки с натягом;
  • термического расширения или сжатия корпуса под воздействием температуры;
  • использования в качестве вала или корпуса других материалов, например алюминия;
  • компенсации номинального смещения подшипника относительно других частей.

Классификация зазора в подшипниках:
С1 – зазор подшипника меньше, чем С2
С2 – зазор подшипника меньше нормального
СN – нормальный зазор
С3 – зазор подшипника больше нормального
С4 – зазор в подшипнике больше чем, С3

По стандарту ISO, если в обозначении подшипника ничего не указано – зазор подшипника нормальный.

Важно!

Радиальный (домонтажный) зазор в радиальном шариковом или роликовом подшипнике регламентируется стандартом, осевой зазор не регламентируется и зависит от внутренней конструкции.

Осевой зазор/натяг в комплектах радиально-упорных подшипников (шариковых и роликовых конических) формируется при монтаже и зависит от взаимного расположения подшипников в комплекте.

ГОСТ 24810-81 устанавливает условные обозначения групп зазоров и числовые значения радиального и осевого зазоров в состоянии поставки для подшипников качения, приведенных в таблице 1.

Группы зазоров и их обозначения

Обозначение группы зазоров Наименование типов подшипников
– 6, нормальная, 7,8,9
– 2, нормальная, 3,4
Шариковые радиальные однорядные без канавок для вставления шариков с отверстием:
– цилиндрическим
– коническим
– 2, нормальная, 3,4,5
– 2, нормальная, 3,4,5
Шариковые радиальные сферические двухрядные с отверстием:
– цилиндрическим
– коническим
– 1,6,2,3,4
– 0,5, нормальная, 7,8,9
Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с цилиндрическим отверстием; роликовые радиальные игольчатые с сепаратором:
– с взаимозаменяемыми деталями
– с невзаимозаменяемыми деталями
– 2, 1, 3, 4
– 0, 5, 6, 7, 8, 9
Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с коническим отверстием: – с взаимозаменяемыми деталями – с невзаимозаменяемыми деталями
– Нормальная, 2 Роликовые радиальные игольчатые без сепаратора
– 2, нормальная, 3, 4, 5
– 1, 2, нормальная, 3,4, 5
Роликовые радиальные сферические однорядные с отверстием: – цилиндрическим – коническим
– 1, 2, нормальная, 3, 4, 5
– 1, 2, нормальная, 3, 4, 5
Роликовые радиальные сферические двухрядные с отверстием:
– цилиндрическим
– коническим
– 2, нормальная, 3, 4
– 2, нормальная, 3
Шариковые радиально-упорные двухрядные:
– с неразъемным внутренним кольцом
– с разъемным внутренним кольцом
Примечание. Обозначения групп приведено в порядке увеличения значения зазора

ГОСТ 24810-81 не распространяется на подшипники:

  • шариковые радиальные со съемным наружным кольцом;
  • шариковые радиальные однорядные с канавкой для вставления шариков;
  • шариковые радиально-упорные однорядные;
  • шариковые радиально-упорные двухрядные с двумя наружными кольцами;
  • шариковые радиально-упорные однорядные с разъемным наружным или внутренним кольцом;
  • роликовые радиальные игольчатые со штампованным наружным кольцом, а также на подшипники качения, для которых установлены особые значения зазоров.

Размеры зазоров для однорядных радиальных шариковых подшипников приведены в табл. 2.

Подшипники, предназначенные для нормальных условий эксплуатации (перепад температур между наружными и внутренними кольцами незначителен – 5 – 10 °С), должны иметь зазор, соответствующий основной – нормальной группе.

Размеры зазоров для однорядных радиальных шариковых подшипников без канавок для вставления шариков с цилиндрическим отверстием

Номинальный диаметр d отверстия подшипника, мм Размер зазора Gr, мкм
наим. наиб. наим. наиб. наим. наиб. наим. наиб. наим. наиб.
Группа зазора
6 нормальная 7 8 9
Свыше 10 до 18 включ. 9 3 18 11 25 18 33 25 45
» 18 » 24 » 10 5 20 13 28 20 36 28 48
» 24 » 30 » 1 11 5 20 13 28 23 41 30 53
» 30 » 40 » 1 11 6 20 15 33 28 46 40 64
» 40 » 50 » 1 11 6 23 18 36 30 51 45 73
» 50 » 65 » 1 15 8 28 23 43 38 61 55 90
» 65 » 80 » 1 15 10 30 25 51 46 71 65 105
» 80 » 100 » 1 18 12 36 30 58 53 84 75 120
» 100 » 120 » 2 20 15 41 36 66 61 97 90 140
Читайте также:  Разница компрессии на холодном и горячем двигателе

Примерные значения осевых зазоров для радиально-упорных подшипников приведены в таблицах 3 и 4, а для двойных и сдвоенных одинарных упорных шарикоподшипников -в таблице 5. Данные таблицы 5 можно использовать и при монтаже упорных роликовых подшипников.

Рекомендуемый осевой зазор, мкм, для шариковых радиально-упорных однорядных подшипников

Диаметр отверстия подшипника d, мм Осевой зазор при угле контакта а, °
12 26 и 36
Свыше До Схема 1 Схема 2 Схема 1
наим. наиб. наим. наиб. наим. наиб.
30 20 40 30 50 10 20
30 50 30 50 40 70 15 30
50 80 40 70 50 100 20 40
80 120 50 100 60 150 30 50
120 180 80 150 100 200 40 70
180 260 120 200 150 250 50 100
Примечание. Схемы установки подшипников: 1 – два в одной опоре; 2 – один в каждой опоре.

Рекомендуемый осевой зазор, мкм, для радиально-упорных роликовых конических однорядных подшипников

Диаметр отверстия подшипника d, мм Осевой зазор при угле контакта а, °
10 . 16 25 . 29
Свыше До Схема 1 Схема 2 Схема 1
наим. наиб. наим. наиб. наим. наиб.
30 20 40 40 70
30 50 40 70 50 100 20 40
50 80 50 100 80 150 30 50
80 120 80 150 120 200 40 70
120 180 120 200 200 300 50 100
180 260 160 250 250 350 80 150
260 360 200 300
360 400 250 350
Примечание. Схемы установки подшипников: 1 – два в одной опоре; 2 – один в каждой опоре.

Рекомендуемый осевой зазор, мкм, для двойных и сдвоенных одинарных упорных шарикоподшипников

Диаметр отверстия подшипника d, мм Осевой зазор для типов подшипников
8100 8200, 8300, 8400, 38400
38200, 38300
Свыше До наим. наиб. наим. наиб. наим. наиб.
50 10 20 20 40
50 120 20 40 40 60 60 80
120 140 40 60 60 80 80 120

Приведенные в таблицах 3-5 значения соответствуют нормальным условиям эксплуатации, при которых температура внутренних колец радиально-упорных подшипников не превышает температуру наружных колец более чем на 10 °С, а разность температур вала и корпуса составляет

10-20 °С; рабочая частота вращения упорных подшипников не превышает половины предельно допустимой частоты вращения для подшипников данного типоразмера.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector