Что относится к маломерным судам – Защита имущества

Что относится к маломерным судам

Классификация маломерных судов. Определения

Под термином "маломерное судно" понимаются суда, которые поднадзорны Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России).

В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о ГИМС МЧС к таким судам отнесены:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а .также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарок – более 150 килограммов и надувных безмоторных судов – более 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.

При этом установлено, что осуществляя свои полномочия в отношении указанных судов ГИМС России не регистрирует и не осуществляет технического надзора за военными и спортивными судами, катера­ ми и лодками, являющимися табельным имуществом морских и речных судов, а также за принадлежащими гражданам гребными лодками грузоподъемностью менее 100 кг, байдарками -менее 150 кг и надувными судами – менее 225 кг.

В Правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах, утвержденных во исполнение Водного Кодекса Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, даны следующие понятия военных и спортивных судов:

Под военными судами понимаются маломерные суда, принадлежащие войсковым частям.

Под спортивными судами понимаются маломерные суда, спроектированные и построенные по правилам национального или международного спортивного класса и используемые исключительно для участия в спортивных соревнованиях (гонках)".

По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются:

По назначению:

прогулочные – суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д.);

производственные (коммерческие) – суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);

специальные (служебные) – суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).

По характеру движения:

водоизмещающие суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости;

глиссирующие – быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности;

на подводных крыльях суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возникает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;

на воздушной подушке – суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного движения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость.

По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем.

По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д.

Имеется еще ряд признаков, по которым производится классификация судов, в т.ч. и маломерных.

Органами ГИМС МЧС России при постановке поднадзорных судов на учет и по их техническому состоянию классификация осуществляется по двум признакам:

по типу (в зависимости от двигательной установки)

и по району плавания (бассейну), в котором разрешена эксплуатация данного судна.

Типы маломерных судов:

катер моторное судно, движение которого осуществляется при помощи установленного на нем стационарного двигателя;

моторная лодка судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;

парусное – судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помощи парусов;

парусно-моторное парусное судно, оборудованное дополнительно механической установкой (стацио­ нарным двигателем или подвесным мотором);

несамоходное – судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки;

гидроцикл – бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой;

гребное судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускуль­ ной силы.

Районы плавания :

Читайте также:  Плохой запуск двигателя ваз 2114 на горячую

морской бассейны, в которых установлен морской режим плавания (судоходства);

внутренние – бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей;

несудоходные внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей.

ГИМС России – Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации — это территориальный орган ГИМС МЧС России, исполняющий государственную функцию по надзору на водных объектах за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок и иными объектами (пляжи, переправы и наплавные мосты).

Маломерное судно (2012 – н.в.) — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Порядок регистрации (2012 – н.в.) — регистрацию осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России. Не подлежат государственной регистрации маломерные суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Порядок аттестации (2012 – н.в.) — ГИМС аттестует судоводителей и выдаёт им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт; водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах; прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости; иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт; водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания.

Маломерное судно (2005 – 2012 г.г.) — это самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъёмностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъёмностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъёмностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости.

Гидроцикл — скоростное персональное водное транспортное средство с собственным двигателем, предназначенное для движения путём скольжения по водной поверхности, длиной обычно до трёх метров и грузоподъёмностью до 300 килограммов.

Как правило, гидроциклы делят в первую очередь на «стоячие» и «сидячие».

Моторная лодка — маломерное судно, оборудованное подвесным мотором. Наличие именно подвесного мотора является единственным квалифицирующим признаком в определении и отличает «моторную лодку» от «катера» (двигатель на котором установлен стационарно) вне зависимости от мощности и внешнего вида маломерного судна.

Катер — маломерное судно со стационарным двигателем до 55 кВт (75л.с.).

Морское прогулочное судно —маломерное судно со стационарным двигателем 55кВт (75 л.с.) и более.

Парусное судно — маломерное судно, которое использует парус и силу ветра для движения.

Водный транспорт включает в себя множество плавсредств, отличающихся по конструкции и техническим характеристикам. Здесь есть и крупнотоннажные корабли, и элитные яхты, и спортивные суда, и маленькие надувные лодочки. Но невозможно разработать правила судоходства для каждого вида транспорта, поэтому в законодательстве используются обобщающие термины, и одно из наиболее известных понятий – маломерные суда. С этим правовым определением и будем сегодня разбираться: узнаем, какие суда относятся к маломерным в РФ, и чем, собственно, отличается эта категория транспорта. Итак, в статье приводятся определение и классификация маломерных судов, их сроки навигации и районы плавания, а также кратко разбираются основные правовые нюансы – регистрация и получение прав на лодку в ГИМС.

Какие суда считаются маломерными и кому они подчинены

Испокон веков судном считалась любая инженерная конструкция, способная удерживаться на воде и перевозить пассажиров или грузы. Поэтому судами являются и банальный плот, и грузовая баржа, и огромный пассажирский лайнер. Но чтобы как-то разграничить эти виды транспорта, водные инспекции ввели в ход такое понятие, как маломерные суда. Разберемся, что же оно за собой скрывает.

Итак, на 2019 год маломерное судно определение в РФ имеет такого вида:

Маломерным признается любое судно, у которого габаритная длина корпуса не превышает 20 метров, а показатель грузоподъемности и пространство кокпита позволяют размещать на борту не более 12 человек.

Таким образом, под указанные критерии попадает подавляющая часть водного транспорта, использующегося в частных целях. Например, лодки и катера для любительской рыбалки или охоты, суда для водного туризма и спорта, плавсредства, использующиеся для переправ и выполнения хозяйственных нужд.

Читайте также:  Таблица применяемости форсунок ваз

В общем, категория «маломерок» невероятно обширна, причем все эти судна законодательно находятся под надзором Государственной Инспекции Маломерных Судов (ГИМС). Служба была создана в 1984 году и за время деятельности подчинялась разным ведомствам СССР и России, пока в 2004 году окончательно не перешла в ведение МЧС РФ. На сегодняшний день к компетенции госинспекции по маломерным судам отнесены вопросы классификации плавсредств, соблюдения безопасности и правил судоходства; выдача судоводительских прав, ведение общего учета суден, а также надзор за их надлежащим техническим состоянием.

Вдобавок отметим, что многие пользователи задаются вопросом, является ли маломерное судно транспортным средством. Для ответа вновь обратимся к определению: «Транспорт – средство для перемещения пассажиров и/или грузов». Поскольку каждое плавсредство, собственно, для выполнения этих функций и предназначено, то любое маломерное судно является транспортным средством без малейших сомнений.

Маломерные суда в различных классификациях

Итак, что относится к маломерным судам в России в общих чертах мы узнали, теперь настал черед более детального разбора. Дело в том, что помимо самой категории ГИМС определило еще и типы маломерных судов, которые меняются в зависимости от классифицирующего признака. Предлагаем ознакомиться с основными классификациями.

По назначению

Само понятие маломерного судна подразумевает плавсредство для перевозки пассажиров или грузов. Но вот цель этих перевозок может быть различной, соответственно, все суда классифицируют на следующие виды:

  • Транспортные – применяются исключительно для пассажирских и грузовых перевозок. Не забывайте, что конкретно к маломерным судам в РФ относится лишь часть транспортных плавсредств, т.к. пассажировместимость ограничена числом в 12 человек.
  • Для производственной деятельности – в эту категорию включены плавсредства, помогающие выполнять хозяйственные или коммерческие задачи. Например, лесосплавные, промысловые, научно-экспедиционные суда и т.п.
  • Специального назначения – отличаются тем, что предназначены для выполнения узкого круга специфических задач. Как правило, сюда относят катера служб надзора за безопасностью нахождения людей на воде, а также патрули инспекций по защите окружающей среды.
  • Для индивидуальных прогулок и организации досуга – к данному типу относятся частные катера и лодки, используемые для проведения рыбалки, охоты, туризма, экскурсионных поездок, любительских состязаний и т.п.

Еще можно выделить категорию спортивных плавсредств, но среди маломерных судов они встречаются не так часто.

По конструкционным особенностям

В классификации маломерных судов, относящейся к нюансам конструкции плавсредств, сложно выделить единый критерий отбора. Да, определение, что такое маломерное судно, указывает на ограничение длины корпуса в 20 метров, но кроме этого параметра вариации строения плавательных средств ничем не ограничены.

Так, по материалам изготовления, можно разделить суда на металлические, деревянные, пластиковые, резиновые и выполненные из ПВХ тканей. Кроме того, отдельно выделяют плавсредства комбинированного типа: их конструкция включает элементы, изготовленные из разных материалов. Суда такого плана называют композитными.

По строению корпуса и особенностям хода все, что в российском законодательстве относится к маломерным судам, делят на следующие категории:

Кроме того, еще можно выделить классификацию по типу набора корпуса. В таком случае суда могут быть с поперечным и продольным набором, смешанного типа, а также вовсе безнаборные.

И отдельного внимания заслуживает деление по форме обводов маломерного судна. По этому критерию плавсредства бывают с плоскодонными обводами, остроскулыми или круглоскулыми. Дополнительно выделяют смешанный тип (остроскулые+круглоскулые), а также остроскулые реданные (поперек днища есть уступ) или безреданные (днище плавное) судна. И, наконец, обводы еще могут быть катамаранного типа (с двумя килеватыми образованиями у днища) или тримаранного типа (соответственно, с тремя образованиями).

По типу движения

Ходовые качества – важнейшая характеристик суден, и примечательно, что по этому критерию тоже есть несколько классификаций.

В первую очередь все плавсредства делятся на самоходные и несамоходные. Первые приводятся в движение за счет инструментов и установок, передающим им энергию. Ключевым моментом здесь является то, что суда в итоге способны двигаться относительно самостоятельно. Несамоходные же плавсредства перемещаются только с постоянной посторонней помощью, т.е. на буксире. К такому типу относятся пантоны, дебаркадеры и стоечные суда.

Вторая классификация делит суда по способу передвижения на гребные, моторные и парусные. В данном случае отдельно выделяют весельные плавсредства, катера со стационарными двигателями, лодки с ПЛМ, парусники и суда смешанного типа, на которых есть возможность использовать как паруса, так и двигатель. Кстати, еще проводится и разделение суден по типу движителя. Здесь выделяют уже упомянутые весла и паруса, а также водометы и винты (гребные и воздушные). Соответственно, по данному критерию суда бывают весельные, парусные, водометные и винтовые.

Читайте также:  Тест нива урбан 2018 видео

И напоследок стоит отметить еще одну классификацию, которая сочетает в себе конструкционные особенности и ходовые параметры. Согласно ей, все маломерные суда подразделяются на:

  1. Водоизмещающие– корпус плавсредства вытесняет определенный объем воды. За счет этого выталкивания судно и держится на плаву (действиеАрхимедовых сил).
  2. Глиссирующие – благодаря высокой скорости и особенностям конструкции, днище такого судна скользит по водной поверхности, легко перебарывая сопротивление воды.
  3. С подводными крыльями – расположенные под корпусом крылья вызывают высокую гидродинамическую силу, которая полностью приподнимает плавсредство над водой.
  4. На воздушной подушке – корпус оснащен вентиляторами повышенной мощности, сгоняющими воздух под днище судна, в результате чего там образуется повышенное давление, которое обеспечивает корпусу подъем над водой. Высокую скорость подобные суда развивают благодаря оснащению специальными воздушными винтами.

По акватории плавания

Есть также и классификация района плавания для маломерного судна. Сотрудники ГИМС чаще всего пользуются таким распределением:

  • Внутренние воды – несудоходные реки, озера и пруды, передвижения по которым не регулируются Правилами плавания.
  • Внутренние водные пути – бассейны пресных вод Российской Федерации, на которые распространяется действие государственных Правил судоходства по внутренним путям.
  • Внутренние морские воды и территориальное море – Ладожское и Онежское озера, а также прибрежные морские воды Российской Федерации, куда маломерным судам разрешен выход с удалением от берега не более чем на 12 миль.
  • Международные морские воды – бассейны мировых морей, в том числе разрешены судозаходы в российские морские акватории. При этом максимальное количество миль, на которое маломерным судам можно удалиться от берега, равно 20.

Отметим, что характерна для крайнего района плавания 4 категория сложности, т.е. к судну выдвигаются повышенные требования безопасности.

Кроме того, существует также отдельная морская классификация. По ней суда последовательно разделяются на:

  1. портовые,
  2. выходящие в район рейдового плавания,
  3. эксплуатируемые в акватории прибрежно-морского плавания,
  4. морские
  5. океанские.

Некоторым малым судам удаление от берега и вовсе разрешается лишь в пределах 10 миль и при условии волнении моря менее чем 4 балла.

Также отдельного внимания стоят приграничные водные зоны, т.к. там могут действовать особые правила. Например, в некоторых регионах для выхода на воду требуется получение особого разрешения от местного погрануправления. Кроме того, следует четко различать проходящую по воде пограничную линию.

Период навигации маломерных судов

Понятие маломерного судна включает в себя и такой момент, как период навигации. Под этим словосочетанием скрывается официально разрешенный ГИМС диапазон дат для эксплуатации водного транспорта на местных реках, озерах, водохранилищах и т.п.

Как правило, судоходный период начинается с приходом весны и длится до поздней осени, но конкретные даты всегда разные. Например, в одних регионах России сроки навигации маломерных судов в 2019 году стартовали с 1 марта, в других – с 1 апреля, а для третьих госинспекция официально разрешила выход на воду только с наступлением мая. Точно также и закрытие навигации где-то приходится на 1 октября, а где-то «сушат весла» только по окончанию этого месяца: что поделать, ведь правит бал матушка-природа. В любом случае, до установленной госинспекцией даты открытия судоходного сезона на воду лучше не выходить.

Когда нужно регистрировать маломерные суда

Часто спрашивают, в каких случаях нужно ставить «маломерки» на госучет и куда по этому поводу обращаться. Здесь все просто: так как понятие о том, что является маломерным судном, а вместе с ним и классификация судов определены ГИМС, то и вопросами регистрации плавсредств занимается это ведомство.

Однако, обращаться к инспекторам за оформлением документов нужно отнюдь не каждому судовладельцу. Так, если судно при полной нагрузке весит менее 200 кг, а используемый двигатель по мощности равен или менее 10, 88 л.с. (для электромоторов порог до 8 квт включительно), то в постановке на учет оно не нуждается. Все остальные суда подлежат регистрации в ГИМС, а водитель, соответственно, должен обязательно сдать экзамен на право управления маломерным судном. Аттестация тоже проводится инспекторами ГИМС, но для успешной сдачи новичкам может потребоваться дополнительное обучение на курсах в специальном центре подготовки или в школе яхтинга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector