Через какое время нужно менять свечи зажигания – Защита имущества

Через какое время нужно менять свечи зажигания

Подготовка автомобиля к зимнему сезону — вопрос ответственный. Кому охота стоять в поле в 20-ти градусный мороз или под тоскливый и безжизненный стук стартера осознавать, что пора пересаживаться с «железного коня» на железный автобус? Если шины в порядке, аккумулятор надежен, а двигатель нет-нет да и чихнет — не забудьте проверить свечи зажигания! Уделив этому процессу от силы полчаса времени, вы обезопасите себя от неприятных сюрпризов, а порой и дорогостоящего ремонта мотора. На каких свечах можно смело мотать километры, а какие срочно менять, будем разбираться сегодня.

Тем же, кто не уверен в своих силах, лучше обратиться за консультацией к профессионалам, как это сделали мы. Встретившись с Андреем Траско, экспертом по компонентам системы зажигания, мы получили подробный ликбез по своевременной замене свечей зажигания в ДВС и тому, к каким последствиям может привести их неправильная эксплуатация.

— Андрей, давайте начнем с простого. Расскажите, зачем нужны свечи зажигания, какие их типы бывают и чем они отличаются друг от друга?

— Свеча зажигания играет важную роль в двигателе с принудительным зажиганием. Она осуществляет воспламенение смеси воздуха и топлива, которое происходит от искры. Одна свеча зажигания, установленная в цилиндр двигателя, должна выдавать эту искру от 500 до 3500 раз в минуту. Отсюда очевидна и важность данного элемента в устройстве ДВС.

Классифицируются свечи зажигания преимущественно по тем материалам, из которых производится их электрод. В обычных, самых дешевых свечах он выполнен из сплава никеля. Электрод иридиевой или платиновой свечи, соответственно, изготовлен из более дорогого, тугоплавкого металла, лучше переносящего перегрузки.

Основное отличие среди свечей зажигания кроется в сроках эксплуатации. Простая свеча при адекватной работе двигателя ходит по 30-40 тыс. км. Иридиевые и платиновые — вдвое-втрое больше (80-100 тыс. км). Но и стоимость таких свечей будет значительно выше. Если никелевую свечу можно купить за 10-15 рублей, то иридиевая обойдется уже около 30 руб.

— Получается, чем дороже — тем лучше?

— Однозначный ответ тут будет некорректным. Лучше всего придерживаться регламента, установленного заводом-изготовителем. Ведь у каждого двигателя свои особенности, на которые и опираются инженеры-конструкторы, когда пишут свои рекомендации. Я уверен, что их мнению стоит доверять, поэтому, например, в своем BMW использую только оригинальные свечи, соответствующие регламенту. Свечи зажигания — это такой же расходный материал, как и моторное масло, фильтры и прочее. Поэтому стоит обращать внимание на периодичность их замены.

Но есть тут один нюанс. Бывает, что двигатель, например V6, имеет поперечное расположение. И если владелец сам обслуживает автомобиль, легко заменить он сможет только половину свечей. Чтобы добраться до другой, в иных случаях приходится разобрать половину переда машины. Желая делать это как можно реже, люди пользуются более долговечными свечами зажигания, стараясь подобрать их среди взаимозаменяемых с оригинальными. Страшного в этом ничего нет, но стоит помнить о корректном подборе СЗ в таком случае.

— Давайте представим свечу зажигания в разрезе. Из каких частей она состоит и в чем их назначение?

— Конструктивно свеча состоит из основного электрода, который, как стержень, проходит по ее центру. Также есть боковой электрод. В классическом варианте исполнения свечи он один, но бывают версии с двумя, тремя и даже четырьмя боковыми электродами. Вот между основным и боковым электродом от подачи напряжения возникает искра, которая и поджигает топливную смесь в цилиндре мотора.

Свеча зажигания должна выдавать искру от 500 до 3500 раз в минуту

Корпус самой свечи тоже металлический и предназначен для отвода тепла от электродов, так как они особенно чувствительны к экстремальным температурам, в которых работают. В свече есть еще керамический изолятор. А за ним следует контактный вывод, на который одевается провод от катушки зажигания. По сути, все СЗ имеют схожую конструкцию и не слишком отличаются между собой. Встречается многообразие форм, размеров, но основные компоненты, которые я назвал, есть у любой свечи.

— Какие элементы свечи зажигания наиболее уязвимы для неправильной эксплуатации?

— Самой уязвимой частью свечи зажигания является изолятор. Керамическую часть легко повредить, поэтому нужно обращаться с ней очень аккуратно. По этой причине не стоит пользоваться свечами, на которых есть деформация либо которые вы уронили. Впоследствии все это может негативно сказаться на их работе.

Важно понимать, что система зажигания любого двигателя довольно тонко настроена. При этом износ свечи все равно будет происходить — это физическое свойство любого металла. Поэтому зазор, выставленный между электродами СЗ, со временем будет увеличиваться, а сами электроды — выгорать. Чем больше зазор, тем слабее искра, а значит, и пропуск зажигания в цилиндре. Я слышал, некоторые умельцы пробуют поджать выгоревшие электроды пассатижами, чтобы вернуть искру. На некоторое время это дает результат, но, выжимая последние соки из "уставшей" свечи, можно высушить ее до состояния песка. Если она начнет разваливаться, выкрутить ее из свечного колодца уже будет проблематично.

Визуально "холодную" от "горячей" свечи отличить можно. У второй тепловой конус (белая керамическая часть по центру) будет глубже утоплен в свечу зажигания

Чем выше калильное число в индексе обозначения (8), тем «холоднее» свеча

Также не стоит забывать о калильном числе — очень важной характеристике для свечей зажигания. Это число дает информацию о предельно допустимой температурной нагрузке СЗ, ведь разные свечи по-разному отводят тепло. Так называемые «горячие» свечи предназначены для моторов небольшого объема, которые редко подвергаются повышенным нагрузкам. Такая свеча склонна к перегреву, и если ее по ошибке установить на мощный мотор, она очень быстро выйдет из строя. «Холодная» свеча, наоборот, не должна попадать в маломощный двигатель, иначе она не достигнет своей рабочей температуры, будет чахнуть в нагаре и тоже выйдет из строя быстрее, чем нужно. Современные свечи самоочищаются, если работают в заданном диапазоне температур. А рабочая температура свечи должна попадать в диапазон от 450 Сº до 900 Сº. Если калильное число подобрано правильно, то никаких проблем в эксплуатации СЗ не возникнет.

Читайте также:  Баллон гбо на ниву

— Давайте пройдемся по основным моментам правильной установки свечи зажигания. Какой порядок действий автомобилист должен соблюдать, когда обслуживает машину самостоятельно, и чего лучше избегать?

Несмотря на остатки топливных присадок, исправная свеча зажигания будет выглядеть именно так

А вот сильные отложения образуются из-за плохого качества топлива либо высокого расхода масла

— В первую очередь я бы порекомендовал использовать динамометрический ключ. Для каждого двигателя есть определенный параметр степени затяжки — он прописан во всех документах по эксплуатации автомобиля. Этот момент нужно соблюдать и вкручивать свечу с определенным усилием. Когда момент затяжки слишком низкий, возможна потеря компрессии, что ведет к перегреву двигателя. Если свеча, наоборот, зажата слишком сильно, она может деформироваться, сломаться, что затруднит ее последующую замену.

Разрушенный изолятор СЗ может стать причиной перегрева двигателя

Оплавленные электроды — результат неправильной эксплуатации "горячей" свечи

Опять же, если не придерживаться срока эксплуатации свечей, установленных заводом, можно увидеть на СЗ оплавленные электроды, нагар, раскрошенный изолятор. В последнем случае выкрутить свечу из свечного колодца самому не получится — придется высверливать. Кстати, частое количество повторений вкручивания/выкручивания СЗ приводит к засорению свечного колодца. Если его не чистить, свечу зажигания, опять же, можно заломить.

Копоть возникает и в случае, если СЗ эксплуатируется ниже температуры самоочищения 450 Сº

Еще раз повторю: четкое соблюдение интервала замены свечей зажигания обеспечит оптимальную работу всего ДВС. Важно, чтобы свеча работала. Поэтому периодически под капот стоит заглядывать. Даже некачественное топливо может привести к образованию нагара на СЗ — этот момент тоже нужно вовремя увидеть. Ну и всегда следует пользоваться качественными комплектующими. Тогда и проблем удастся избежать как в работе системы зажигания, так и самого мотора.

Фото: Дмитрий Сочивко, архив NGK

Свеча зажигания – деталь, обеспечивающая воспламенение топливной смеси, что требуется для исправной работы силовой установки. Процесс воспламенения происходит в момент появления искры, возникающей между электродами. Это становится возможным благодаря подаче высокого напряжения.

Особое значение здесь имеет расстояние между электродами, где и появляется напряжение. Если зазор превышает установленные нормы, необходимо задуматься о замене элементов, так как двигатель перестает нормально работать.

Периодичность смены свечей зажигания

Задумываясь, как часто надо менять свечи зажигания, специалисты рекомендуют прежде изучить требования автопроизводителя, указанные в мануале. Здесь уточняется, что плановая замена должна производиться в момент периодического техобслуживания транспорта, каждые 15 000 км.

Факторы, определяющие частоту обслуживания:

  1. Тип конструкции – выделяют двухэлектродные стандартные исполнения, где помимо центрального используется лишь один боковой электрод, из-за чего происходит ускоренное выгорание. Многоэлектродные модели более долговечны, ведь боковых электродов здесь несколько.
  2. Виды свечей – обычные модели производятся со стальными электродами. Их срок службы достигает 30 000 км пробега. Для малолитражных машин действуют другие рекомендации – смену нужно производить после преодоления 7 000–10 000 км. Если автомобиль комплектуется иридиевыми свечами, периодичность обслуживания достигает 100 000 км. Плазменно-форкамерный – сегодня считается новым видом свечей, где нет бокового электрода, его роль исполняет корпус, что определяет лучшую самоочистку и более длительный период службы.
  3. Условия эксплуатации – заправка низкокачественным топливом, неполадки в работе мотора, чрезмерные нагрузки, агрессивный стиль управления – все это приводит к ускоренному износу конструкции, замена потребуется в 2–3 раза быстрее.

Важно:

Если возник вопрос, когда менять свечи зажигания, а дата прошлого обслуживания неизвестна, лучше не откладывать процедуру, даже если внешне признаков повреждений нет.

Почему не стоит пренебрегать периодичностью техобслуживания:

  • Износ свечей сопровождается потерей первоначальных характеристик авто, ухудшается качество, комфорт эксплуатации;
  • Состав выхлопов меняется, снижается экологичность транспортного средства;
  • Возникает вероятность повреждения топливной системы, следовательно, потребуется дорогой ремонт;
  • Одна из самых опасных ситуаций – детонация воздушно-топливного состава в камере сгорания из-за несвоевременной, нарушенной подачи искр. При этом возникает сильная ударная волна, способная нанести немалый урон коленвалу, шатуну, поршню. На подобный изъян указывает появление громкого металлического шума, черных выхлопов, потеря характеристик мотора.

Определить необходимость скорой замены легко, обращая внимание на качество работы двигателя, пройденные километры.

Оценка работоспособности при визуальном осмотре

В большинстве случаев состояние свечей можно определить и без обращения в сервис, так как их демонтаж не доставляет проблем. Исключение представляет группа 6-цилиндровых и 8-цилиндровых моторов, где для изъятия элементов придется разбирать впускной тракт. Результат осмотра позволит точно выявить дефект, определить, через сколько менять свечи зажигания.

Детали, требующие внимания:

  1. Сняв свечу, автолюбитель должен сразу обратить внимание на маркировку, где всегда указывается оптимальный зазор между электродами. Чтобы определить показатель в миллиметрах, нужно найти последнюю цифру, при ее отсутствии подразумевается значение 8 мм. Если реальное расстояние превышает норму, значит, пробег очень большой, такие свечи не должны стоять на машине.
  2. Нагар – не допускается для исправных элементов, так как при нормальной работе системы происходит постоянное самоочищение. В то же время наличие белых или черных отложений свидетельствует о неверно выставленном зажигании. Возможно и движение на короткие дистанции, когда мотор не достаточно прогревается. При обнаружении налета на отдельных свечах или когда некоторые из них мокрые, стоит задуматься о замене всего комплекта.
  3. Керамический изолятор. Состояние этого элемента – важный показатель, появление малейших трещинок приводит к скоплению коричневого налета. Так, образуется паутинка, что считается серьезным изъяном. Лучше поменять все свечи вместе.
  4. Состояние электрода – образование коричневого контура, юбки указывает на расслоение, происходящее между корпусом и керамической составляющей. Этот зазор начинает заполняться веществами сгорания. Если расслоение еще небольшое, можно продолжить эксплуатацию, но если размер зазора стремительно увеличивается, лучший совет – заменить деталь.
Читайте также:  Шины на лачетти размер 195 60 15

В зависимости от имеющихся проблем, при осмотре может выявляться желтый налет, оплавление электродов, окисление и эрозия, что указывает на необходимость срочного обслуживания. В таком случае меняют все элементы.

Внимание:

Выбирая подходящие модели для смены, нужно следовать рекомендациям автопроизводителя. Обычно в руководстве указывается не только основной бренд, тип, но и дополнительные производители, варианты, подходящие для установки на конкретную модель авто. Учитывают конструкцию, материалы, тип калильного числа. Практически всегда допускаются и более усовершенствованные исполнения, хотя их стоимость возрастает. Использовать модели с большим зазором не стоит, так как потребуется увеличение пробойного напряжения, следовательно, возрастет вероятность пропусков.

Как определить развитие неисправности

Засорение, выход из строя деталей всегда сопровождается характерными проявлениями. Задумываясь, как понять, что пора менять свечи зажигания, нужно обращать внимание на работу авто.

Неполадки, указывающие на развитие проблемы:

  • Двигатель плохо заводится, может глохнуть, длительность работы стартера увеличивается, снижается производительность;
  • В плохую погоду, после долгой стоянки проблема с запуском усугубляется;
  • Возникают провалы и нарушения при работающем моторе – значит, несгоревшее топливо может проникать в выпускную систему, оказывая немалую нагрузку на катализатор (неисправность каталитического нейтрализатора приводит к существенной потере мощности, активации аварийного режима);
  • Расход топлива увеличивается, но характеристики теряются;
  • Состав выхлопов меняется – появляется ощутимый неприятный запах, увеличивается содержание опасных веществ.

Обнаружив подобные признаки, менять свечи нужно как можно быстрее. Даже обнаружив один дефект, стоит проверить все свечи, так как от этого будет зависеть исправность других узлов. А ведь поломки двигателя, проблемы выпускной системы потребуют более дорогого восстановления.

Иногда на автомобиль оказываются столь серьезные нагрузки, что даже свечи, где используется иридиевый сплав, выходят из строя преждевременно. Поэтому рекомендуется периодический контроль системы.

От корректной работы свечей зажигания зависят многие параметры бензиновых двигателей.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Контроль исправности и своевременная их замена является условием правильной эксплуатации транспортного средства.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Причины их естественного и преждевременного износа

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

Свеча зажигания работает в предельно экстремальных условиях:

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

  • высокая температура в рабочем цилиндре;
  • агрессивная среда в виде смеси топлива, воздуха и масла;
  • большое давление при воспламенении;
  • высокое напряжение и температура электрической искры.

adsp-pro-1 –>

Одновременное действие перечисленных факторов приводит к усилению процессов естественного их износа. Этот процесс может значительно ускориться в следующих случаях:

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

  • уменьшения компрессии, износе маслосъемных колпачков вследствие попадания масла в рабочий объем;
  • неправильной установки угла зажигания, приводящей к образованию увеличенного нагара;
  • выбора несоответствующих марке двигателя свечей;
  • пропуска зажигания в цилиндрах;
  • неправильного соотношения бензин/воздух при неисправностях расходомера, лямбда-зонда, подсосе воздуха;
  • некорректной работе инжекторов.

Признаки необходимости их замены

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Основной признак необходимости замены свечей – пропуски зажигания (троение). Не всегда это связано с проблемами свечей. Чтобы окончательно определиться с необходимостью обязательной их замены, проще всего вместо проблемной свечи установить заведомо исправную.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

Определить возможно неисправную свечу зажигания проще всего на работающем двигателе. Для этого необходимо последовательно отключать высоковольтные провода (либо разъем индивидуальной катушки зажигания) от каждой их них. Нерабочий цилиндр будет тот, при отключении от которого характер работы двигателя не изменяется.

p, blockquote 10,0,1,0,0 –>

Также признаками требуемой замены свечей зажигания являются:

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

  • визуальная неисправность (загрязнение, нагар в области зазора, изменение нормально серого цвета нагара, её увлажнение, механические сколы на изоляторе);
  • нестабильные обороты двигателя;
  • повышенная дымность выхлопных газов;
  • детонация двигателя;
  • сообщение контрольной лампы «CHECK ENGINE» либо бортового компьютера.

Через сколько нужно менять свечи зажигания

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

Каждый производитель указывает срок либо пробег безотказной работы свечей. Этот период рассчитан для двигателей со сроком эксплуатации не более пяти лет. В случае, если автомобиль оснащен более пожилым двигателем, срок эксплуатации (пробега) свечей зажигания уменьшается.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Четкой градации пробега и сроков замены свечей зажигания не существует. Опытные автолюбители считают правильным производить технический осмотр и их замену перед началом каждого осеннее-зимнего сезона эксплуатации. Если автомобиль не эксплуатируется в холодное время года, рационально контроль и их необходимую замену производить весной.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –> adsp-pro-2 –>

Видео — когда менять свечи зажигания и почему это важно:

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Руководствуясь показаниями пробега автомобиля, замену свечей зажигания следует производить после 15 – 20 тысяч километров. Иридиевые и платиновые свечи без труда выдерживают пробег 100.000 км и более, но это также при относительно новом двигателе.

Читайте также:  Дром кызыл приора седан

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

Двигатели внутреннего сгорания, работающие на газе, имеют повышенную температуру сгорания топливно-воздушной смеси, срок их эксплуатации следует сокращать на 20-30 %. Еще один фактор аналогичного сокращения срока замены свечей зажигания – использование некачественного бензина.

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

Внеочередная их замена производится после капитального и большого аварийного ремонта, длительной стоянки автомобиля.

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

Последовательность замены

p, blockquote 20,1,0,0,0 –>

Несмотря на кажущуюся простоту, к этой операции следует отнестись ответственно. Замену следует производить полным комплектом (!). Частичная замена одной-двух «подгулявших» свечей возможна только на непродолжительное время.

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

Различный зазор и тип свечей, их состояния приводит к непременному сбою синхронности зажигания, повышенной детонации, способствует повышенному износу двигателя.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

Подбор свечей зажигания следует производить по автомобилю на основании справочных данных. Основываться на рекомендациях типа «это самые лучшие» не следует. Лучше приобретать изделия только от проверенных производителей.

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

В качестве основного инструмента для замены свечей лучше использовать специальную длинную головку с резиновыми вставками для захвата извлекаемой свечи. Перед ее покупкой следует измерить диаметр посадочного конструктивного отверстия.

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

Стандартные размеры свечных головок – 16 и 21. Длина посадочной зоны может быть различной, до 180 миллиметров в отдельных моделях двигателей. В некоторых случаях можно использовать свечную трубку, но следует учитывать, что ее надежность меньше. Еще хуже использовать специальные ключи неизвестных производителей в красивых упаковках. Они могут сломаться при первом же откручивании.

p, blockquote 26,0,0,0,0 –>

Последовательность демонтажа свечей:

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

  • снять установленные высоковольтные провода, предварительно отметив либо сфотографировав последовательность их установки;
  • если в автомобиле установлены индивидуальные катушки зажигания либо блок катушек на околосвечном пространстве, произвести их демонтаж (в V-образных движках этот процесс может быть усложнен необходимостью демонтажа части впускного коллектора и других элементах двигателя);
  • обязательно проверить зоны установки свечей на предмет наличия посторонних предметов (при снятии свечи осколки изоляции, другие предметы могут попасть непосредственно в цилиндр, вызвать большие проблемы);
  • надежно установить свечной ключ, приложив среднее усилие, приступить к откручиванию;
  • в случае затруднения процесса демонтажа необходимо применять специальные средства для раскоксовывания резьбовых соединений, не пытаться приложить чрезмерное усилие;
  • извлечь свечу (если удерживающая резинка соскочила, можно это сделать, используя наконечник высоковольтного провода);
  • на освободившееся отверстие свечи лучше установить заглушку или набросить чистую ветошь (немало случаев, когда в процессе ремонта туда, то есть в цилиндр, попадают гайки, шайбы и другие «сюрпризы»).

Видео — замена свечей зажигания на Рено Логан и Ларгус (8 клапанов):

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

p, blockquote 29,0,0,0,0 –>

Установку новых производят, руководствуясь правилами:

p, blockquote 30,0,0,1,0 –>

  • предварительно чистой ветошью очищают установочное место от масел, грязи (если это место недоступно для визуального контроля, лучше это не делать: пытаясь удалить загрязнение сверху резьбового соединения, можно его перенаправить на резьбу);
  • при установке новых необходимо еще раз проверить соответствие посадочной глубины свечи со старой;
  • первоначальное направление свечи на посадочное место производят аккуратно при помощи свечного ключа, не следует «бросать» свечу, это может изменить зазор;
  • предварительное закручивание следует производить небольшим усилием, при затрудненном движении необходимо открутить и вновь начать закручивать свечу;
  • окончательное «дожимание» свечи производят средним усилием (на СТО для этого используют динамометрический ключ, момент затяжки устанавливают в пределах от 15 до 35 Нм в зависимости от диаметра резьбы и типа посадки);

p, blockquote 31,0,0,0,0 –>

  • последний этап монтажа свечей – установка высоковольтных проводов.

adsp-pro-3 –>

Зачем менять свечи зажигания, если старые работают?

p, blockquote 32,0,0,0,0 –>

Теоретически они могут прослужить десять и более лет, особенно, если их периодически очищать.

p, blockquote 33,0,0,0,0 –>

Есть мнение, что свечи зажигания следует менять только при появлении явных признаков их износа, проведении ремонтов, связанных с проблемами зажигания и двигателя в целом. Однако, старые, хоть и исправные, свечи зажигания могут негативно влиять на работу двигателя:

p, blockquote 34,0,0,0,0 –>

  • изменение области зазора влияет на момент зажигания;
  • незначительные пропуски зажигания приводят к повышенной детонации, механическим нагрузкам;
  • загрязненные свечи могут вызвать пробой катушки зажигания, высоковольтных проводов, резистора бегунка;
  • некорректно работающие свечи влияют на экологические характеристики двигателя внутреннего сгорания.

Самая опасная проблема при редкой замене свечей зажигания – закоксовывание области резьбового соединения. Это чревато возможностью срыва резьбы, повреждения свечи при демонтаже. В свою очередь такая неисправность может привести к необходимости проведения капитального ремонта, даже замены блока цилиндров.

p, blockquote 35,0,0,0,0 –>

Поэтому опытные автолюбители перед очередным осеннее-весенним сезоном эксплуатации автомобиля производят их профилактический демонтаж-монтаж. Одновременно с этим можно (и нужно) произвести их визуальный осмотр.

p, blockquote 36,0,0,0,0 –>

Исправные и обслуженные свечи зажигания – один из основных факторов стабильной работы бензинового двигателя.

p, blockquote 37,0,0,0,0 –>

Какой принцип работы вискомуфты вентилятора, их плюсы и минусы.

Как и где можно посмотреть за что штраф ГИБДД по номеру постановления.

Видео — износ свечей зажигания и когда их менять:

p, blockquote 39,0,0,0,0 –> p, blockquote 40,0,0,0,1 –>

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector